«Поверженный разум. Теория и практика глупости»

Хосе Антонио Марина

Обзор книги

С большим удовольствием рекомендую Вам книгу Хосе Антонио Марина (José Antonio Marina) «Поверженный разум. Теория и практика глупости» («La Inteligencia Fracasada»). Книга была написана в 2004 году, а на русском издана в 2010 году (ISBN 978−5-271−28 985−9).
Хосе Антонио Марина, известный испанский писатель, философ и психолог родился в 1939 году в городе Толедо (Испания). На выбор профессии и жизненного пути Хосе оказал большое влияние его дед, известный испанский философ Хуан Муньоса Марина (Juan Marina Muñoz). Психологическое образование Хосе получал под руководством Роджера Сперри, лауреата Нобелевской премии в области медицины, одного из великих неврологов прошлого века. Сейчас Хосе Антонио Марина имеет звание профессора философии, почетного доктора Политехнического университета Валенсии, лауреат Национальной литературной премии «Очерки об Испании», и премии «Гинер де-лос-Риос» в образовательных инновациях + премии за журналистику и вклад в развитие образования Испании.
Хосе Антонио Марина (José Antonio Marina)
Хосе Антонио Марина посвятил свою профессиональную жизнь исследования интеллекта и образования. В 2005 году он возглавил инициативу "Образовательная мобилизация общества", которая призвана усилить влияние общества на процесс улучшения контента и педагогических методик среднего и высшего образования в Испании. Помимо этого он развивает онлайн-образование для родителей, где пытается улучшить взаимодействия родителей в вопросах воспитания усных (SMART) детей.

Хосе Антонио Марина написал десятки книг по психологии, религии, образованию и философии. Увлекатеся историей, флористикой. Одной из любимых тем у Хосе Антонио Марина является Наполеоновская эпоха. В своей книге "Поверженный разум. Теория и практика глупости" он интересно описывает, как Напалеон манипулировал своим окружением и массами, а так же показывает "цену" достижений Наполеона.

Хосе Антонио Марина ведет 2 блога: личный (в 2008 году, потом перестал вести) и "Научиться думать"!
отзыв от журнала «PSYCHOLOGIES»
Пословица гласит: «Ни один не доволен своим карманом, но каждый доволен своим умом». Мы можем считать глупыми других. Но никогда всерьез не сочтем глупцами самих себя. Однако глупость — не отдельная субстанция. Она появляется там, где разум ослаб или разрушен. И вынуждает как отдельных людей, так и целые нации совершать нечто противное их собственным интересам. К счастью, верно и обратное: в тех местах, где глупость устранена, разум вновь торжествует.

Испанский философ и психолог Хосе Антонио Марина тщательно систематизирует ошибки разума и их причины: предубеждения, путаницу в чувствах, слабость воли и т. д. «Знал бы, где упал, соломки б подстелил», — гласит другая пословица. Труд Марины, возможно, поможет нам сделать именно это: «подстелить соломку» в тех местах, где разум рискует пасть.Какие-то цитаты
отзыв от журнала «time out»
Сколько существует человечество — столько существует глупость. Поэтому трактатов, эссе, энциклопедий и всяких там научных трудов об этом явлении написано немало. Но писали и пишут их «с иронией, юмором или вовсе в виде анекдотического повествования», — сетует испанский психолог Хосе Антонио Марина, который решает заменить оскорбительное «глупость» на высокопарное «неудачи разума» или «поверженный разум». Хотя и без этого можно понять, что автор шутить не собирается: в его книге и разбор когнитивных и аффективных ошибок, и обращение к поверженной воле.

Что такое глупость? Можно ли назвать человека с высоким уровнем IQ глупым? А если этот человек от скуки предается разбою и воровству? Опираясь на подобные ситуации, описанные весьма сухим языком, Марина просит читателя различать, что такое «быть умным» и «умно себя вести», «структурный разум» и «использование разума».

В книге 7 глав:

  1. Злоключение разума;
  2. Когнитивные ошибки;
  3. Аффективные ошибки;
  4. Ошибки коммуникации;
  5. Поверженная воля;
  6. Выбор целей;
  7. Разумные общества и общества глупые.
Книга написана простым и понятным языком. Приведены примеры из психологической и педагогической практики автора, а так же масса исторических интересных фактов из жизни «гениальных правителей».
~
Книга великолепно демонстрирует новизну и прагматичность испанской психологической школы в изучении причин глупого индивидуального и группового «осознанного» поведения. Рекомендую данную книгу социальным психологам, семейным психологам, педагогам-психологам, консультантам по выходу. Лично для меня данная книга стала одной из самых любимых после «Масок Авторитарности» Крамера и Олстеда.

Михаил Вершинин
Социальный психолог